Я никогда не любил суши. Мне казалось, что это, или женская еда, или же декорация для фото в instagram. Есть нечто сырое и холодное, завёрнутое в порезанный шёлковый платок.. И при этом всём, обмакнув в мутную жижу, держать размокающую конструкцию палочками, которые в любой момент могут отправить сушину обратно к миску, забрызгав всех в радиусе трёх метров. Конечно, вы можете попросить вилку. Но это будет выглядеть примерно также, как если, например, прийти на свадьбу в костюме для дайвинга. И вот как-то раз, совершенно случайно, по каким-то неведомым мне провидением судьбы я попал в странное место, где кроме суши и жасминового чая ничего не было. Я долго взвешивал, что ненавижу больше, и решил что жасмин. Но милая официантка предложила мне взять тёплые суши. Я согласился, и когда попробовал их.. В общем я хотел тут написать какое-нибудь дивное сравнение, но потом передумал. Короче я стал любить суши, как болиды Формулы 1.

При чём тут техника Формулы 1? Да при том, что я сто раз говорил, что не люблю Формулу. Она скучна и пафосна, гонки миллионеров для миллиардеров. Пилоты пытаются обогнать только своё эго, гонорары такие, что после одного сезона можно никогда больше не работать, известность получаешь сделав хотя бы один обгон за сезон. Но есть в Формуле то, чем я восторгался всегда. Это сами машины. Болид Формулы один, это результат огромной армии инженеров и настройщиков. Любая машина может пройти трассу. Но так быстро как Формула не может никто. И для этого машина должна быть лёгкой, но прочной. Быстрой, но безопасной. Она должна хорошо прижиматься к земле, но при этом не увеличивая коэффициент лобового сопротивления. Что бы проехать круг быстрее на 0.2 секунды команде требуется 10 миллионов долларов. Хочешь быстрее, прибавь ещё. Всё что связанно с постройкой машины уникально.

Все решения настолько продуманны и гениальны. Вот взять топливный бак. По сути, за спиной у пилота находится настоящая бомба, правда в эквиваленте 200 литров бензина, и было бы нелепо ждать от гонщика хороших результатов, если всё о чём он думает во время гонки, как бы не превратить кокпит болида в запеканку стоимостью несколько миллионов долларов. Решение пришло от туда, от куда его меньше всего ждали. Полицейские бронежилет. По сути, бак формулы, это прорезиненный, кевларовый мешок, который поддаётся деформации при ударе, но не рвётся и не протекает.

Вес формулы один составляет 850кг, это вдвое меньше современной машины. При этом она переходит отметку скорости в 300км/ч до сотни раз за этап. Представьте, что для отрыва от земли Boeing 747 достаточно всего 270км/ч. Как прижать такую маленькую массу, и при этом сохранить управляемость, и снизить коэффициент сопротивления? При постройке кузова, такой материал как алюминий, подходит идеально. Лёгкий, удобно сгибается, доступный. Но в мире формулы этого недостаточно, и поэтому монокок сделан из углеволокна. Этот материал легче алюминия, но прочнее стали, при чём на столько, что болиду даже не требуется каркас безопасности. А многочисленный крылья, продутые в аэродинамической трубе создают прижимную силу весом втрое превышающую болид. Самый интересный факт в том, что эта прижимная сила и способствует удержанию машины на траектории. То есть что бы проехать поворот безопаснее, пилоту надо идти ещё быстрее. В мире расчётов и физики логика лишний элемент.

На нашей планете много уникальных машин, со своими достижениями или трагичной историей. Interceptor, Miura, Stratos, DeLorean, XJ220, Zonda, Agera.. но это машины который может водить каждый, при условии, что ваша фамилия была замечена в списке журнала Форбс. Болид Формулы 1 может водить только тот, кто был замечен в списке стартовых позиций, каждое воскресение гоночного дня. Можно не быть фанатом Формулы, но нельзя не восторгаться той работе, проделанными инженерами, для которого слово "невозможно", это лишь вопрос времени и пару ночей над чертежами и расчётами. Когда-то я говорил, что никогда не относил себя к любителю искусства. Я был не прав. Я люблю искусство F1.